“Правильный тюнинг начинается с тормозов” - неизвестный тюнер.
Начинать доработку машины с того или иного улучшения тормозной системы - это правило хорошего тона, как держать нож в правой руке, а вилку в левой. И это неспроста. Ведь автомобиль должен быть в первую очередь подконтролен водителю. И прежде чем ставить новый впуск-выпуск, прикручивать суперчарджер или турбину необходимо впервую очередь подумать - а сможете ли Вы контролировать машину? Да и на скорость передвижения, как это не странно, хорошие тормоза сказываются положительно, ведь с качественными тормозами начинать тормозить перед поворотом можно ещё позже!
Сейчас я постараюсь на собственном опыте немного рассказать о вариантах доработки тормозной системы нашей любимой МаРуСи. Ну начнём с того, что я не буду рассматривать в этой статье замену самих машинок. Рассмотрим, так сказать, начальный уровень тюнинга. По-моему мнению, для начала хватит замены тормозных шлангов на армированные, тормозынх колодок и дисков на более производительные.
Тормозные шланги
Для тех кто не в курсе, что это такое и с чем его едят, постораюсь вкратце пояснить. Снимите колесо на своей мрке и посмотрите на родной тормозной шланг. Как видно он просто резиновый. Хотя резина и очень плотная, но при увеличении температуры тормозной жидкости (а когда Вы тормозите, Вы переводите энергию вращения колеса в тепловую энергию благодаря трению колодки об диск) они становятся более податливыми. И когда Вы давите на педаль тормоза, часть усилия уходит не по назначению. Вместо того, чтобы толкать тормозные поршни, жидкость “раздувает” шланги. Педаль тормоза становится менее информативной и “ватной”. Я уж не говорю про перегрев тормозной жидкости.
Армированные тормозные шланги потому так и называются, что имеют дополнительное металлическое армирование резинового шланга. В результате чего шланг перестаёт “раздуваться” под давлением тормозной жидкости. педаль сцепления становиться более жёсткой и информативной, проще регулировать тормозное усилие.
Ну а теперь немного сухой информации:
Бренд Перед или зад Номер
Goodridge Комплект из 4 шт. KCB-332-821-4
Goodridge Комплект из 4 шт. STY0015-4
Stoptech Перед STL 44012
Stoptech Зад STL 44508
Goodridge - это английская фирма, Stoptech - американская. Сразу оговорюсь, что достать что-либо из перечисленных запчастей в наличии в России у меня не получилось. Всё под заказ. Комплекты от Goodridge - это не две разные модели шлангов, а просто в разных каталогах у них разные номера.
Тормозные диски
Вообще вся функция тормозов, как я уже сказал выше, это перевести энергию вращения колеса в тепловую энергию благодаря трению тормозной колодки и диска. При этом важно, чтобы ни тормозной диск, ни колодка не перегревались. Поэтому на тойоте мр-с в базе устанавливаются вентилируемые тормозные диски в базе. Как передние, так и задние.
Причём многие путают перфорацию на дисках с понятием “венилируемый тормозной диск”. Посмотрите на тормозной диск своей машины. Видите, что он состоит из двух пластин, между которыми находяться перегородки? Вот в этом и заключается их вентилируемость. При вращении колеса воздух отводится от центра диска вдоль этих канавок.
Да, перфорация на дисках обеспечивает конечно дополнительное охлаждение, но основная задача у “дырочек” совсем другая. При помощи них отводится пыль, образующиеся от колодок. Для этой же цели служит и слотирование диска (насечки). Но в отличие от насечек перфорация значительно влияет на прочность диска. Нередки случаи, когда при резком изменении температуры (например, попадаение в лужу после отттормаживания) диск просто напросто трескался или лопался. Такие “приключения” даже имели место в жизни наших одноклубников. Поэтому диск с перфорацией я категорически не рекомендую, потому как лопнувший диск на скорости за 150, да даже и за 100 км/ч - это очень большая вероятность оказаться намотанным на столб.
Бренд Гладкие, с насечками или с перфорацией Перед или зад Номер
Brembo Гладкие Перед 09.8545.10
Brembo С насечками Перед FS.097.00
Brembo С перфорацией Перед FD.097.00
DBA С насечками Перед 735 SL(R)
DBA С насечками Зад 754 SL(R)
DBA (от Yaris) С насечками Перед 2708 SL(R)
Project Mu С насечками Перед SPPT 105-S6
EBC С насечками Перед USR 7125
EBC С насечками Перед GD 7125
EBC С насечками Зад GD 7247
Stoptech С перфорацией и насечками Перед 127-44119L(R)
Stoptech С перфорацией Перед 128-44119L(R)
Stoptech С насечками Перед 126-44119L(R)
Стоит сказать отдельно, что проще всего купить просто “гладкие” Brembo - спокойно продаются через экзист и стоят дешевле стока. Номера моделей дисков от EBC (USR, GD) говорят о различной линейки дисков. Фирма DBA выпускает диски отдельно для Toyota MR2 Spyder и Yaris, хотя другие производители выпускают идентичные диски для этих машин. Всё дело в том, что ширина диска (не рабочей поверхности, а всего диска) у этих машин отличается всего на 0,05 мм. Поэтому дргие производители и не делают между ними различия (даже сама тойота). А вот австралицы, именно оттуда родом эти диски, обратили на это внимание. Поэтому, мне кажется, что покупка дисков от Yaris’а для нашей машины неплохая идея. Тем более что стоят они 172 австралийских доллара против 303. Буква с скобке говорит о том, что продаётся отдельно левый диск (например, 753 SL) и отдельно правый (753 SR).
Кстати, я бы брал себе именно австралийские диски. Всё благодаря их запатентованной системе “лапа кенгуру”. Простраство между двумя рабочими поверхностями заполено перегородками определённой формы, что улучшает отвод тепла.
Тормозные колодки
Я рассматривал образцы, которые будут прекрасно работать с родныи тормозными дисками. Потому что при перегреве диско их может повести. А удары в руль и педлаь тормоза при торможении - это не самое приятное в мире развлечение.
Бренд Модель Перед или зад Номер
Ferodo DS 25000 Перед FCD 1392H
Project Mu Com Sports Перед F 129
Project Mu Com Sports Зад R111
EBC Green Перед DP21295
EBC Red Перед DP31295
Если говорить о представленных образцах, то от Project'ов часто слышны скрипы. Часто не помогает даже противоскрипная смазка. Феродо самый распространённый вариант. Ну а EBC славится своим пониженным выделением пыли, что очень немаловажно при использовании со сток дисками.
По порядку
Если нет в наличии всей суммы на комплексную доработку тормозной системы, то я советовал бы начать с замены тормозных колодок. Эффект почувствуете сразу, даже на сток тормозных дисках и с родными тормозными шлангами.
Затем уже стоит заказывать армированные тормозные шланги. Ну а уже в последнюю очередь стоит занятся тормозными дисками.
P. S. И не забудбте менять тормозную жидкость не реже чем раз в год. Она очень гидроскопична, и при впитывании влаги уменьшается точка кипения жидкости.